Отзыв о программе “Марьяж”. Реквием или панегирик?

Обновлено:

Очевидно, что никакая программа не заменит “живой” игры, в которой немаловажную роль играют мимика, жесты и прочие факторы поведения партнеров, собственная “чуйка”, да и когда общении в процессе игры (как говорится - взаимно обогатимся) зачастую важнее её результата.

Научись играть в преферанс – заведешь много интересных друзей

Но, увы… Жизнь вносит свои коррективы, и если в юности ты мог еще беспечно транжирить время, то с годами первоочередными стали задачи по обеспечению семьи, карьерному росту, и постепенно даже пятничные преферансы сошли на нет. Осталась только ностальгия по студенческим временам, когда просидев всю ночь за преферансом, шли на лекции с красными от бессонницы и табачного дыма глазами, чтобы где-нибудь на галерке добрать свои часы сна.

Общее впечатление о программе

Поэтому появление программы “Марьяж” многие поклонники преферанса встретили с энтузиазмом в надежде, что она как-то компенсирует эту утрату реальной игры, но, судя по большинству отзывов, это оказалось, как сказал Лев Толстой после первой брачной ночи, - не то.

Но так ли уж бесполезной оказалась попытка создателей этой программы перенести преферанс в виртуальный мир, чтобы каждый желающий мог в одиночестве получать удовольствие от этой увлекательной игры?

Начнем с того, что какой бы она ни была, - достойной альтернативы на настоящий момент ей нет. Просто, чтобы не произошло развенчание иллюзий, воспринимать ее нужно в определенном ракурсе – как обучающую программу для новичков, которые хотят познать азы преферанса и набить, что называется, руку, и как тренажер для бывалых игроков, чтобы периодически тренировать свою память (не акцентируя при этом внимания на итоге игры, потому как мастерство игрока здесь не доминирующий фактор, но об этом позже) и не дать, что говорится, мозгам закиснуть, чтобы при случае, если подвернётся “живая” игра, быть в форме. Вот для этих целей она вполне грамотно написана, содержит все необходимые элементы и по-своему завлекательна.

Поэтому эта статья в первую очередь для тех, кто только еще делает первые шаги на пути освоения этой увлекательной игры и не знает с чего начать. Если у вас есть свободное время и опытные партнеры, то, конечно, постигать азы преферанса предпочтительнее и эффективнее будет в их компании, но не все располагают такими возможностями. Поэтому новичкам предлагаю пройти этот путь, используя в качестве альтернативы программу “Марьяж”.

Ну а для бывалых игроков свое мнение об этой игре с точки зрения своего опыта преферансиста выскажу в конце статьи.

Но для начала рекомендую им ознакомиться с основными понятиями и правилами этой игры, изложенными в статье “Правила игры в преферанс”, после чего теорию закрепить практикой на данной программе-тренажере, тем более, что по ходу пьесы я буду делать ссылки на эту статью.

Интерфейс программы

Перед тем, как приступить к знакомству с программой, сразу отмечу несколько присущих ей моментов.

Первый. Начисления штрафов при ошибочных действиях здесь не будет. Программа выдаст подсказку и не даст вам совершить действия против правил игры, которые заложены в её алгоритме. Она перейдет к следующему шагу только после того, как вы, осознав ошибку или “методом научного тыка”, выберите верное решение.

Второй. Часть информации, изложенной в указанной выше статье, вам не понадобится. А именно: такие ритуальные действия как выбор места, розыгрыш первого хода, или запись результатов игры и подсчет итогов. Программа все это определяет и делает сама, избавляя тем самым вас от рутинной работы.

Но дать вам представление об этом я был просто обязан. Вдруг вы впоследствии загоритесь желанием попробовать себя в “живой” игре, должно же быть понимание, что и как делать.

Третий. Игра ведется втроем (возможен ещё вариант игры в “гусарика”). Остальных двух (одного) игроков эмулирует программа.

В остальном отклонений от общепринятых правил преферанса нет. Для тех, кто хочет внести дополнительные условия, предусмотрена возможность “договоренностей”, но об этом в процессе знакомства с настройками программы.

Интерфейс программы прост, без всяких излишеств, а если у вас уже сложилось (или имелось) представление об этой игре, то и понятен. Сразу после её запуска на экране появляется основное меню,

в котором слева приведена таблица компьютерных игроков (имена прописаны светлым шрифтом) с указанием напротив каждого его рейтинга (через слэш (/) рейтинг игры в гусарика). Вам по умолчанию присваивается имя User с порядковым номером (жирный цвет означает, что это человек). Справа приведено само меню, из всех пунктов которого для нас основной интерес представляет “Новая игра”, соответственно, его и выбираем.

После чего попадаем в окно настроек программы, содержащее восемь горизонтально расположенных пунктов меню, в каждом из которых можно поменять (задать), если это не противоречит правилам, установленные по умолчанию исходные настройки под свои “хотелки”.

Рассмотрим их по порядку слева направо. Изначально вы находитесь на странице “Общие”.

Здесь вам предлагается:

- установить продолжительность игры – задать длину пули (игра закончится, когда все игроки наберут заданную величину);

- выбрать количество игроков – втроем или вдвоем (гусарик);

- выбрать себе партнёров в зависимости от их рейтинга;

- определиться, в какую разновидность преферанса будете играть.

Вам предлагается на выбор четыре разновидности преферанса: Ленинград, Сочи, Ростов, Гибридные конвенции. Если первые три не вызывают вопросов (в случае чего см. здесь), то последняя может вызвать недоумение. Этот вариант введен для того, чтобы, как я отметил выше, в общепринятые правила игры для каждой разновидности преферанса при желании внести свои дополнительные условия, что в “живой” игре называется “договориться”. Как это делается рассмотрим в следующем пункте меню.

Страница “Вист”

Если вы выбрали “сочинку”, то вам, согласно правилам, программа устанавливает “ответственный жлобский” вист. При попытке поменять его тип она отправит вас на этот вариант.

То же самое произойдет, если вы, к примеры, установленный по умолчанию “полуответственный джентльменский” вист для “лениградки” захотите поменять на “жлобский”.

На этой странице вы можете также определиться с другими параметрами вистования (расшифровка всех понятий приведена в выше указанной статье ), поменять установленные по умолчанию на допустимые альтернативные для выбранной разновидности, ну или перейти в режим “Гибридные конвенции”, и уж в нём дать простор своей фантазии.

Страница “Распасы”

Здесь вы определяетесь с основными параметрами распасов. Выбираете тип прогрессии (из приведенной в скобках последовательности символов для каждого типа прогрессии все понятно), задаете, каким будет переход хода:

- скользящий – после распасов сдача переходит к следующему игроку по кругу (по часовой стрелке);

- повторение 3 раза – после распасов сдачу повторяет предыдущий сдатчик (если они повторяются, то до 3-х раз, после этого сдача переходит к следующему игроку );

- сдача не переходит - после распасов сдачу каждый раз повторяет предыдущий сдатчик, пока кто-нибудь не перебьет их игрою.

Определяетесь, какой игрою перебиваются распасы. Против каждого варианта в скобках последовательно показано какой тип распасов (одинарные, двойные, тройные, четвертные) какой игрой перебивается). Например, запись “Ужесточенный (6,7,8,8)” означает, что шестерные распасы перебиваются шестериком, семерные – семерной игрою, восьмерные – восьмериком, девятерные – также восьмериком.

“Выход подсадом не разрешен” означает, что если заявленная игра не сыграна, то распасы не прекращаются. Ну и под занавес определяетесь со стоимостью распасов.

Страница “Прочие”

Здесь вы определяетесь с остальными параметрами распасов. Приведенные варианты не представляют трудности с их выбором (все наглядно и понятно).

Страница “Настройка”

На данной странице приведены дополнительные настройки работы программы. Бегло пробегусь по ним, а экспериментировать с ними или нет – на ваше усмотрение.

В первом пункте вы можете задать тип раскладов, который вам будет выдавать генератор псевдослучайных чисел. Вроде как они различаются резкостью распределения мастей, но в чем это различие – ХБЗ, выявить можно разве что кропотливым сравнительным анализом. Если есть желание –дерзайте, я предпочел оставаться на “строго случайных” (хоть название понятно).

Если вы хотите сохранить все записи игры для последующего анализа, то можете включить режим записи протокола, задав при этом имя файла для сохранения,

которое отразиться в нижнем правом поле страницы.

Вопреки рекомендациям правил - при торговле за прикуп не перепрыгивать через ступеньки, а идти строго по лестнице цен, в программе допускается совершать прыжки в торговле, т.е., сделать заявку, пропустив несколько очередных. Для этого достаточно поставить отметку в соответствующем подпункте меню “Прыжки в торговле”.

Включив “Режим предложений”, вы и компьютер при очевидном исходе результата игры можете предложить признать тот или иной результат без доигрывания. Компьютер это делает автоматически, вам же для этого достаточно нажать правую кнопку мыши.

Если вы еще не уверены в своих силах, то ловить мизер можете доверить компьютеру (у него, кстати, это неплохо получается), а сами наблюдать и учиться со стороны.

Ну вот это основные настройки на данной странице, на которые стоило обратить внимание.

Следующие два пункта “Интерфейс”

и ”Колода”

скорее “дизайнерские”, а потому как “на вкус и цвет товарищей нет”, то рассматривать их не будем.

Со всеми этими настройками, как и должно быть, определяются перед началом игры, но часть из них вы сможете поменять в её процессе, и они начнут работать после очередной сдачи.

Рассмотрим, как это делается. Чтобы начать игру, после завершения работы с настройками программы, достаточно нажать “ОК” в окне настроек, и вас перекинет на игровое поле.

Если вы к этому моменту ознакомились с правилами игры и усвоили её основную концепцию, то дальнейший процесс не вызовет у вас каких-либо затруднений, к тому же он, за исключением ваших действий, автоматизирован.

Возвращаясь к теме корректировки настроек, обращаю ваше внимание на строчку горизонтального меню в верхнем левом углу игрового поля, так называемое “Меню игрового поля”. Два пункта из него “Марьяж”

и “Опции”

позволяют внести частичные изменения в уже заданный процесс игры, а пункт “Окна” предоставляет возможность расположить рядом с игровым полем окно, в котором будут отражаться карты последней взятки (правилами разрешается игрокам смотреть последнюю взятку, пока не сыграна очередная).

Вот, собственно, и все, что требуется знать, чтобы начать работать с данной программой. Что же касается работы самой программы, то тут не всё так радужно.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Дело в том, что, по мере набирания опыта, вам, скорее всего, захочется померяться силами с более маститыми игроками, типа магистра или рентгена, и вы с удивлением обнаружите, что на этом уровне компьютер начинает откровенно мухлевать (подглядывать в ваши карты), и держаться с ним на равных вам помочь может только “пруха”, но “пруха не может переть постоянно”, и играть с противником, который знает твои карты, становится неинтересным.

Отсюда столько возмутительных негативных отзывов о программе (карточных шулеров во все времена не жаловали).

Кстати, такое же может произойти и на более раннем этапе - в состязании со студентами или бакалаврами, по мере роста вашего рейтинга.

К тому же такие ляпы, когда при вистах “втемную” партнер справа прорезает вашего второго козырного короля или не несёт первой сильную масть, показывая её, наводят на мысль либо об ошибке в алгоритме программы или на предположение, что в нем сознательно заложен не совсем (или совсем не) джентельменский прием “не посадил играющего – сади вистующего” (практикуется зачастую и в реальной игре, особенно тем, кто залез, что называется, целиком в “жопу” и пытается выбраться из неё (или хотя бы высунуть губы) за счет подсада партнера).

В общем, относиться к ней на полном серьезе не стоит, иначе рискуете набраться негативных эмоций, а оно вам надо?

Для тренировки памяти и развития логического мышления (особенно на распасах) она подходит идеально, а что касается игры, то, как я заметил в процессе тестирования программы, наиболее приемлемый вариант, который не вызывает негодования по поводу игры в одни ворота, – каждый раз заходить под новым именем и начинать новую игру c игроками 1-го – 2-го уровней. В этом случае программа ведет себя вполне адекватно (может даже прокатить полстапроцентник на мизере). При таком раскладе и новичкам будет не скучно учиться, и опытные игроки получат более-менее объективную игру (хотя мастерам вряли будет интересно играть с такими соперниками).

Ну а уж если совсем невмоготу потешить своё “я”, играйте в “гусарика”. Тут вас никто не обидит, и вы по результату игры вполне заслуженно можете уподобиться Пушкину

Ай да я! ай да сукин сын!

А уж если вы попали в ситуацию, когда надо просто “убить время”, и разделить это состояние не с кем,

нет ничего хуже, чем ждать и догонять

то установленная у вас на ноутбуке или смартфоне данная программа (при игре с учетом выше обозначенных моментов) – не самый плохой вариант для этого.

Нет в мире совершенства, так стоит ли психовать и хаять результат работы целого коллектива, может лучше попытаться найти ему полезное применение?

1 комментарий

Аватар комментатора Алекс Автор: Алекс

Игра - полная хрень. к алгоритмам при игре "лёжа" никаких вопросов. но расклады убивают к чёрту всё впечатление об игре и об авторах. такие дикие череды распасов и 2 из 5 взятых шестерных игр (исключительно по причине раскладов, а не навыков) выкидывают под забор весь смысл преферанса. Такая игра не имеет права на существование. Те же "кинг" или "1000" выглядят куда убедительнее. Повторюсь, вопросы не к алгоритмам собственно игры, а к раскладам. Существуют тонны готовых алгоритмов имитации карточной колоды, зачем изобретать уродливый велосипед? ЗЫ читал, что автор - преподаватель. Страшно представить качество его обучения студентов.

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение